Можно с уверенностью сказать о том, что грамотное освещение - самый важный принцип в фотографии, и каждый фотограф должен узнать о нем как можно больше. Именно поэтому в данной статье мы решили уделить свету особое внимание и рассказать вам о том, какие типы освещения существуют, а также как использовать каждый из них для улучшения качества и внешнего вида ваших изображений.
Краткая справка о видах освещения в фотографии и детальный обзор каждого из них
В фотографии под освещением понимается вариант падения света на объект съемки. Когда он попадает на предмет или модель, он создает блики и тени а они, в свою очередь, влияют на контраст, а также позволяют воспроизвести на снимке реальную форму объекта.
Тип освещения определяет, насколько резкими или размытыми будут падающие тени, насколько трехмерным будет казаться объект и насколько хорошо будут читаться мелкие детали на снимке. Каждый тип света подходит для разных целей, создавая эффект, подходящий для определенного вида фотографии.
Всего фотографам доступно пять типов освещения:
- заполяющее;
- рисующее;
- фоновое;
- контровое;
- моделирующее.
Ниже мы рассмотрим более подробно каждый из видов и расскажем о методах и актуальных случаях применения.
Рисующее освещение в фотографии
Это самый основной тип света, используемый в фотографии. Рисующее освещение определяется как направленное, создающее основу и раскрывающее объем объекта, его рельеф и окружение. Он используется для наиболее полного выявления градиента светлых и темных тонов. В зависимости от того, что что и как хочет передать фотограф, рисующий свет может быть жестким или мягким.
При искусственном создании такого освещения его источник должен располагаться на среднем расстоянии от объекта съемки, то есть, не слишком близко и не слишком далеко. Оптимальное расстояние составляет около 2 метров, но оно зависит от размера объекта. Также рекомендуется разместить осветитель под небольшим углом и над камерой. Это позволит получить снимок с оптимальным объемом и рельефом объекта съемки.
При естественном освещении источником рисующего света может быть солнечный свет, проникающий через отверстие, соединяющее лучи в один поток. В качестве такого “коридора” может выступать окно, дверь или, например, щель в кроне дерева.
Поскольку рисующий свет является основным, он используется при любом виде съемки. Его податливость и пластичность позволяет создавать как мягкие тени, подходящие для портретов, семейных фотографий, детских съемок, так и жесткие переходы, актуальные при фотографировании объектов с четкой геометрией.
Плюсы рисующего освещения:
- универсальность;
- возможность получения хорошей градации оттенков на снимках;
- выделение объемов, рельефов и окружения в высоком качестве.
Из недостатков стоит выделить затруднительность создания источника рисующего света в естественных условиях.
Заполняющее освещение
Название этого типа освещения говорит само за себя. При его использовании кажется, что он заполняет пространство между объектом съемки и камерой. Для создания такого типа освещения необходимо расположить источник света на прямой линии от камеры к модели. Заполняющий свет часто используется в сочетании с рисующим. В этом случае он освещает все фронтальные области, до которых не достает его “напарник”. Интенсивность заполняющего света напрямую влияет на контрастность фотографии, и об этом следует помнить каждому фотографу.
При использовании в одиночку заполняющий свет становится тональным. Это означает, что освещение определяет только тон фотографии, тени в которой будут почти полностью отсутствовать. Поэтому характер изображения может быть передан исключительно путем регулировки светового потока и цветовой гаммы снимка, но не за счет контраста.
На заметку! Яркие объекты и сильный световой поток могут несколько улучшить снимок, придав ему положительный характер. Для изменения же подобного эффекта на противоположный следует сделать наоборот.
В целом, заполняющий свет следует использовать в случае, когда вы хотите смягчить контраст от рисующего. Этот тип освещения идеально подходит для портретов, так как он делает переход между тенями более плавным. А еще заполняющий свет придает объему больше выразительности и добавляет снимку реалистичности.
Плюсы заполняющего освещения:
- он контролируем в части тональности;
- создает мягкие переходы света и тени;
- дарит снимкам выразительный объем.
Из недостатков стоит выделить создание минимального эффекта теней при самостоятельном использовании (без рисующего).
Контровое
Этот тип освещения также известен как контурный. При его использовании источник света располагается позади объекта съемки, а выход света направляется в сторону камеры. В результате предмет или модель оказывается подсвеченным иззади, то есть, будто окантованным светом. Это позволяет выделить объект на фоне и создать в кадре ощущение глубины.
Многие начинающие фотографы считают ошибкой съемку перед источником света. Но на самом деле это интересная техника, которая может придать фотографии живости, новизны и даже креативности. Контурное освещение достаточно сложно в применении, поскольку сам объект съемки может получаться слишком темным, иметь нежелательные блики или много светлых участков. Этот способ лучше всего использовать в случае, когда предмет или модель менее важны, чем силуэт. Подсветка отлично подходит для портретов. Особенно, если модель снимается в полный рост.
Сильные стороны контрового освещения:
- позволяет отдалить объект съемки от фона;
- улучшает восприятие пространственной глубины;
- эффективно подчеркивает силуэт предмета или модели.
Что касается недостатков, то их всего 2:
- с контурным светом сложно работать;
- при его использовании можно невольно слишком сильно затемнить объект и создать тем самым нежелательный эффект.
Фоновое освещение
Принципиальное отличие этого типа освещения заключается в том, что оно направляется не на объект съемки или камеру, а на фон. Фоновое освещение создает мягкий переходный свет за моделью для того, чтобы она не сливалась с фоном. Этот тип света часто используется при создании студийных портретов. Он помогает показать глубину пространства на фотографии и добавить ей объема.
Можно сказать, что фоновое освещение работает по тому же принципу, что и подсветка, но только в несколько раз мягче. Помимо портретов оно отлично подходит для выделения важных деталей в кадре.
Плюсы фонового освещения:
- оно простое в применении;
- помогает мягко отделить объект съемки от фона;
- показывает пространственную глубину в кадре.
При этом стоит помнить, что фоновый свет почти невозможно запечатлеть в естественных условиях.
Моделирующее
Этот тип света используется для акцентирования внимания на определенной области объекта. Моделирующее освещение применяется, как правило, в качестве дополнительного с целью подчеркнуть основные моменты и/или смягчить теневые переходы основного света.
Когда необходимо привлечь внимание к определенной детали объекта на фотографии, на нее направляется узкий луч света, который и подчеркивает ее. Моделирующее освещение всегда подается с меньшей силой, чем основной свет для того, чтобы не перебивать последний. Моделирующее освещение может использоваться при любом типе съемки. Здесь все зависит от того, что задумал фотограф.
Вместо заключения
Освещение - важная часть работы любого фотографа. Его можно использовать для создания множества различных эффектов. Главное, понять функцию каждого из источников света и ознакомиться с правильным их расположением по отношению к объекту съемки и камере. Практикуя различные комбинации типов света, вы сможете научиться создавать по-настоящему захватывающие фотографии.