Необходимая оптика
Для организации макросъёмки нужны следующие технические средства:
- макрообъектив. Представляет собой оптику с особым фокусным расстоянием и возможностью увеличения в масштабе от 1:1 до 1:5 (Sigma 105мм f/2.8 EX DG OS HSM Macro, Nikon AF-S DX 40мм f/2.8G Micro, Canon EF 100мм f/2.8L Macro IS USM, Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo и др.);
- специальный макрофильтр, который крепится к вашему стандартному объективу. Работает по принципу лупы, но и качество изображения значительно ухудшается;
- макрокольца. Устанавливаются между камерой и объективом, приводят к достаточной светопотере снимка.
Если в вашем арсенале пока нет макрообъектива, то вы можете использовать фильтры и кольца. Справиться с проблемой светопотери может кольцевая фотовспышка. Профессионалы не рекомендуют использовать стандартную вспышку, чтобы не лишать изображение «объёма».


Настройка фотоаппарата
Работая в режиме макро, необходимо понимать, что сам макрообъектив не сделает идеальную фотографию за вас. Правильно выставленные настройки фотоаппарата позволяют усовершенствовать предполагаемый кадр ещё до момента его совершения.

Выдержка
Если вы фотографируете на длительной выдержке статичные объекты, особенно при плохом освещении, то для минимизации колебаний лучше всего использовать штатив. Для съёмки, например, движущихся насекомых, требуется короткая выдержка. Фотографируя в режиме приоритета диафрагмы, фотокамера сама выставляет необходимую выдержку.

Диафрагма
Макрообъективы начинают свою работу со значения f/2.8. Но для того, чтобы в фокусе была наибольшая область можно снимать со значением диафрагмы f/8 и f/11. Для компенсации недостатка света в работе используется вспышка, а также корректируется длительность выдержки.

Светочувствительность
Для съёмки на низких значениях ISO необходимо фотографировать на длительной выдержке и в условиях хорошего освещения. Особенно, если диафрагма максимально закрыта. Высокие значения светочувствительности сочетаются с короткой выдержкой, наибольшими значениями диафрагмы и функцией подавления шума в случае его появления.
Освещение при макросъёмке
Съёмка в макрорежиме предполагает близкое расположение камеры по отношению к главному объекту. Именно поэтому процесс должен происходить в условиях достаточного освещения.
Фотографы выделяют 3 вида освещения:
- естественное. Представляет собой солнечный свет, который обеспечивает высокую яркость на фото. В домашних условиях производить макросъёмку лучше всего у окна;
- искусственное. Вспышки, световые стойки, различного рода лампы. Желательно использовать их вместе с отражателями и рассеивателями света, чтобы избежать резких теней. Профессиональное оборудование должно иметь возможность регулировки свет от холодного к тёплому;
- смешанное. Многие фотографы практикуют естественное и искусственное освещение вместе. Обычно в ходе творческих экспериментов рождаются световые формулы подобного рода.

Фокусировка в макросъёмке
В макросъёмке лучше всего использовать ручной фокус. Камера автоматически может не сфокусироваться на предмете при увеличении в таком масштабе. Ручная фокусировка позволяет самому расставлять нужные акценты на фото, выбирая центральный объект съёмки. Режим автофокуса может быть полезен при фотографировании движущихся объектов, когда нет времени на ручные настройки.








Особенности обработки макрофотографий
Практически все изображения нуждаются в постобработке. Даже на первый взгляд идеальным снимкам нужны минимальные штрихи обработки.
Макрофотографии не являются исключением. Ниже представлен список возможных изменений:
- коррекция экспозиции;
- изменение световой температуры изображения;
- уменьшение или увеличение теней;
- повышение насыщенности снимка;
- уменьшение шума:
- увеличение резкости;
- регулировка кривых.
Ещё несколько советов для работы в макрорежиме
С хорошей техникой и при правильных настройках камеры у вас точно получатся хорошие кадры. Но есть советы, которые помогут вашим снимкам стать ещё лучше:
- фон. Несмотря на то, что фон изображения будет размыт, его цветовая гамма хорошо видна глазу зрителя. Центральный объект съёмки должен гармонировать с фоном, а не сливаться с ним в единое цветовое пятно;
- ракурс. Цветы и другие растения интереснее всего снимать немного сбоку, чтобы раскрыть их глубину и объём. Насекомых предпочтительнее фотографировать в перспективе;
- узоры. Природа рисует не хуже художника. Замысловатые узоры могут быть спрятаны в необычных растениях или на крыльях бабочек и стрекоз. Человеческий глаз не всегда может рассмотреть такие мелкие узоры, а для фотографа с макрообъективом в руках всё возможно;
- кадрирование. Обрезка лишнего материала на фото позволяет зрителю сфокусироваться на главном объекте;
- место съёмки. Скорее всего у вас дома в качестве «подопытных» уже побывали все комнатные растения. В таком случае пора выходить на охоту! Парки, скверы, ботанические сады могут предложить множество интереснейших идей для макросъёмки.
Также на городских выставках насекомых не запрещена съёмка;
- погода. В тёплое время года у фотографа не возникает трудностей с выбором объектов. Но что же делать зимой? Эта холодная пора года не оставила нас без идей. Фотографы могут обратить внимание на снежинки, сосульки, узоры на стёклах, тающий лёд, хвойные иголки, шишки и многое другое;
- тематика. Некоторые ошибочно полагают, что на растениях и насекомых замыкается круг макрорежима. Но это далеко не так. Фотографы широко используют данный режим на свадебных фотосессиях и съёмках малышей, для съёмок коллекционных предметов, ювелирных украшений, текстур, продуктов питания и даже маникюра!





Сделать качественные макрофотографии не так уж сложно. Но, в то же время, фотографу потребуется предварительная техническая и теоретическая подготовка. В макросъёмке важно уметь находить необычные ракурсы, выставлять правильные настройки фотоаппарата, а также иметь большое желание учиться и экспериментировать.
В завершение предлагаем ознакомиться с фотогалереей изображений, посвященной действительно стоящим макрофото.









