МЕНЮ

Основные правила композиции при съемке

В основе построения композиции нет четких установок, но это касается лишь творческой составляющей. Но при формировании и «конструировании» будущего снимка необходимо также учитывать технические моменты, от которых во многом зависит результат.
В данной статье мы разберем основные приемы, о которых следует знать фотографу вне зависимости от его квалификации.
Золотое сечение, правило третьей в композиции фотографии
Правильная композиция в фотографии связана с так называемым правилом третьей и золотым сечением.
Суть «правила третьей» заключается в делении кадра по горизонтали вертикали на три блока в соотношении 1 к 2. Линия горизонта должна располагаться в районе блока, делящего снимок на трети.
Значительная часть на картинке отводится земле или небу, но это зависит от творческой задумки. Основной же объект съемки должен находиться на пересечении разделяющих кадр линий.
Золотое сечение – несколько иное понятие. При делении фото по данному правилу условные линии располагают так, чтобы большая часть относилась к меньшей, а все изображение в целом - к большей.
В соответствии с законом точки пересечения сосредотачиваются ближе к центру, если сравнивать с построением по правилу третьей.
При построении «картинки» сетка у вышеперечисленных вариантов несколько отличается. Но основная суть и смысл остаются теми же:
Центральная линия горизонта должна размещаться со смещением по отношению к середине фото так, чтобы снимок был условно разделен в пропорции 1 к 2. При этом 2 части должны занимать землю или небо в соответствии с задумкой;
Основной объект следует разместить на пересечениях. Это связано с тем, что они притягивают взгляд больше всего.
Иногда при изучении правил построения композиции может показаться, что один закон противоречит другому. Да, бывают случаи, когда приходится выбирать, какое правило применить в конкретном снимке. Однако можно наблюдать и фото, в которых гармонично сочетаются сразу несколько правил. Это может быть, например, «золотое сечение» и симметричность или фрейминг и заполнение снимка, о которых мы расскажем ниже.
Симметрия
Основы композиции в фотографии заключаются также и в симметрии. Ее в фотоискусстве не следует понимать буквально. Она, можно сказать, несовершенна, но в этом и есть ее плюс. Ведь однообразие кадра быстро надоест зрителю, поэтому «особая» симметрия в фотоискусстве дают возможность взгляду не только отдохнуть, но и зацепиться.
Если выражаться максимально просто, то симметрия представляет собой следующее: если сложить вдоль линии симметричный снимок, то обе его половины будут идентичными.
Симметрия может быть трех типов: вертикальная, горизонтальная и радиальная.
Первая может выражаться, например, в отображении вертикального высокого здания или иного сооружения, разделяющего снимок на 2 половины;
Горизонтальная нередко применяется при съемке отражения на водной глади, создающего симметричную картинку;
Радиальная симметрия создается посредством расходящихся от центра симметричных линий.
Правила композиции в фотографии и фрейминг
Суть данного приема заключается в помещении основного объекта кадра в условную рамку, в качестве которой могут выступать арки, окна, волны, растения и прочие элементы. Главное, чтобы «обрамление» и объект не конкурировали между собой, а дополняли друг друга.
Такой метод построения направлен на раскрытие сюжета и выделение основного субъекта, на который акцентируется внимание.
Фрейминг в композиции выполняет 3 основные задачи:
1. Расстановка акцента, привлечение внимания рассматривающего;
2. Наполнение кадры глубиной, объемом, смыслом;
Создание эффекта подсматривания.
Диагонали в правильной композиции фотографии
Использование правила диагоналей в композиции фото всегда делает его более динамичным. В отличие от вышеуказанных законов и приемов диагонали не делят пространство, а наоборот, как бы соединяют его, тем самым проводя взгляд рассматривающего по всему кадру.
Диагональ бывает «медленной» и «быстрой». В первом случае она направлена из нижнего левого угла в верхний правый, а во втором – из верхнего противоположный в правый нижний.
На заметку! По заверению психологов диагонали этих двух типов по-разному воздействуют на мозг человека, вызывая определенные эмоции. Медленная диагональ – успокаивает, а быстрая – наоборот вызывает тревогу.
Паттерн
Паттерн выражается в повторении однотипных форм, цветов, объектов, однородных текстур. Повторяющиеся орнаменты, узоры, мотивы создают некую гармонию в кадре.
Приведем несколько советов о том, как лучше снимать паттерны:
  • Заполняйте ими всю фотографию;
  • Нарушайте симметрию структуры внезапным элементом;
  • Ищите паттерны как в живой, так и неживой природе, замечайте их в малых и больших масштабах;
  • Всегда пробуйте экспериментировать: фотографируйте снизу, сверху, сбоку.
Негативное пространство
За него в фотоискусстве принимают окружение предмета съемки. В качестве его может выступать, что угодно: кирпичная стена, сугробы, простор, дощатый пол, туман и прочее.
Это пространство может быть незаметным или броским.
Для чего используют данный прием?
  • Чтобы вызвать необходимые эмоции, которые должен провоцировать кадр. Результат зависит исключительно от используемых оттенков и непосредственного типа окружения. Спокойные тона вызывают умиротворение, а яркие, броские дают обратный эффект;
  • Для изолирования субъекта фото и сосредоточения внимания. Рассматривая кадр с паттерном, человек задумывается: «О чем думает изображенный объект?» «Куда он движется?» и так далее;
  • Для создания минималистических снимков и упрощения композиции фотографии. Нередко такой прием применяется при съемке рекламных фото с целью обращения внимания зрителя непосредственно на продукте.
На заметку!
Фотографии с негативным пространством нередко продают на фотостоках. Такие кадры востребованы по ряду причин. Во-первых, они отчасти универсальны, во-вторых, в них часто можно найти место для размещения текста.
Заполнение снимка
Основы композиции в фотографии связаны и с таким приемом, как заполнение кадра предметом или объектом. Такой снимок предоставляет зрителю следующие возможности:
  • Внимательно изучить все детали;
  • Акцентировать внимание на эмоциях;
  • Рассмотреть текстуру.
Чаще всего заполнение снимка применяется в архитектуре для сосредоточения внимания на определенных элементах, в сфере бьюти, портретной фотосессии, макросъемке.
Спираль Фибоначчи
В природе данный прием можно встретить, рассматривая морские волны, стебли растений, раковины обитателей водных источников.
Суть спирали Фибоначчи заключается в отображении объектов, расположенных по спирали. Таким образом создается эффект потока движения, направляющего взгляд рассматривающего снимок сквозь изображение.
«Золотые треугольники»
Данное правило несколько схоже с золотым сечением. Разница заключается в том, что линии сетки делят фото не по вертикали и горизонтали, а по диагонали. То есть на кадре создаются «блоки» из треугольников, которые образует линия, соединяющая диагональные углы.
К этой линии проводятся еще две из оставшихся двух углов. В результате получается изображение, основанная на законе «золотых треугольников»
Заключение
Используя все рассмотренные правила можно добиться потрясающих, а, главное, гармоничных снимков. Разумеется, что законы композиции насчитывают значительно больше приемов, однако об этих просто не может не знать каждый мастер фотоискусства, пусть даже и начинающий.
Наши контакты
+375 (29) 124-55-24
divaphotoschool@gmail.com
г. Минск, Октябрьская 10Б
Made on
Tilda