МЕНЮ

Профессиональная этика фотографа:
что нужно знать и чему следовать

Возможно, для кого-то это прозвучит удивительно, но даже в мире фотографии сложился свой «Кодекс чести». Он состоит из негласных обязанностей и принципов, составляющих основу профессиональной этики фотографа.

Изложенные в статье правила взаимодействия между заказчиком и исполнителем во многом могут переноситься и в другие сферы деятельности. Это обосновывается универсальностью большей части «статей» Кодекса и их морально-этической составляющей.

Основное правило портфолио

Основное правило гласит: «портфолио фотографа должно наполняться только авторскими работами». Это банальный, но крайне важный пункт. Во-первых, это незаконно, во-вторых – неэтично. Ни один фотограф не имеет права с юридической точки зрения публиковать на своей странице или в альбоме чужой материал, выдавая его за свой.
Помните, что выкладывая кадры, допустим, фешн-съемки знаменитого фотомастера в личное портфолио, начинающий фотограф не обеспечит себе тем самым внушительный поток новых клиентов. Скорее всего, развиваться события будут следующим образом: очередной клиент, ожидания которого не оправдаются, будет крайне разочарован заметной разницей между снимками, содержащимися в портфолио и теми, что были вручены ему, что совсем не удивительно.

Ведь над масштабным проектом именитого фотографа наверняка работала целая группа профессионалов: стилистов, визажистов, декораторов. Более того, при съемке использовалось дорогостоящее оборудование, которое нередко не по карману начинающим фотолюбителям.

Результатом может стать «сарафанное радио», посредством которого начнет распространяться обоснованная критика и негативные отзывы.

Критика коллег

Профессиональный фотограф не станет критиковать работы коллег. Когда заказчик делает выбор по дальнейшему сотрудничеству между вами и еще несколькими фотографами, отпускать язвительные комментарии касательно работы конкурентов – непорядочно, не корректно. Вы находитесь по одну сторону баррикад.

Даже если в ситуации отсутствует коммерческий подтекст, среди друзей фотографы не обсуждают чужие подходы к съемкам, устанавливаемые стоимости за работу, не указывают на недочеты, публично не критикуют друг друга.

Взаимоотношения с клиентом

Пожелания клиента необходимо учитывать. Опытные фотографы с многолетней практикой нарабатывают личное портфолио, индивидуальный подход к съемке, вкус, формат работы. Он может кардинально отличаться от результата, который захочет увидеть клиент. В этот момент нужно вспомнить еще одно правило: «кто платит, тот заказывает музыку».

При появлении спорных моментов, существуют 3 пути выхода из ситуации:

1. Переубедить клиента, доказать собственную правоту, выполнить работу в ключе видения фотографа, забыв о заказчике;
2. Расторгнуть договор, отказаться от дальнейшего сотрудничества с клиентом, остаться без оплаты за съемочные услуги;
3. Разработать компромиссное решение, при этом профессионально скорректировать некоторые моменты, которые могут каким-либо образом снизить качество будущего материала.
Разумеется, наиболее разумным и профессиональным подходом является третий. И это стоит учитывать.

Стоимость услуг фотографии

Как любителям, так и профессиональным коммерческим фотографам стоит адекватно оценивать свои услуги. Отлично сработает принцип золотой середины. Стоимость фотосессии не должна быть намеренно завышенной, несоответствующей уровню мастерства и используемой технике.

С другой стороны, заниматься демпингом тоже недопустимо, поскольку сознательное занижение цен оказывает скверное влияние на состояние сферы фотографии в целом с экономической точки зрения: труд фотографа обесценивается.

Из чего слаживается стоимость услуг фотографа? Для проведения оценки стоит учитывать существующие рыночные цены, свой профессиональный опыт, стоимость оборудования, объем материала и ряд других факторов. Проанализировав все составляющие, сформировать персональную стоимость будет значительно проще.

Дипломатия и такт – залог успеха

Этика работы фотографа заключается и в чувстве такта в том числе. Фотограф должен быть общительным, легко контактировать с людьми. Причем касается это взаимодействия не только с Заказчиками, но и с коллегами.
При работе с моделью профессиональному фотографу не стоит публично говорить о возможных недостатках внешности или утверждать, что кадры получаются плохими. Подобный настрой точно не принесет желаемых результатов. Продуктивнее оказать содействие модели, вместе подобрать новую позу, показать клиентам их лучшие ракурсы, создать спокойную, дружественную атмосферу.

Между делом стоит добавить несколько комплиментов, и всё – огонь в глазах, живые эмоции обеспечены. Кадры, снятые в подобной атмосфере, точно будут удачными. Съемка модели должна проходить максимально легко, непринужденно. Одновременно с этим не стоит, конечно, слишком беззаботно, халатно относиться к процессу. Хорошая волна настроения не должна равняться легкому взаимодействию при работе, съемке «наотмашь».

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Фотографы понимают, что превалирующий объем их работы напрямую связан с техникой. К технике, как и к людям, необходимо находить персональный подход. Однако самое главное – предварительное тестирование оборудования перед выходом на важную съемку. Стоит несколько раз проверить, все ли объективы сложены в сумку, заряжена ли фотокамера, отформатирована ли карта памяти и есть ли с собой дополнительный аккумулятор в случае крайней необходимости.

Рассчитывать на помощь со стороны фотографу приходится редко. Когда съемка проходит в арендованный студии, заказчик не станет продлевать срок аренды. Если фотограф забыл оборудование, неустойку за сорванную фотосессию придется платить из личного кармана.

Когда всё же определенный этап съемки идет незапланированно, не стоит торопиться поделиться произошедшим с клиентом или моделью. Общий рабочий настрой неизбежно изменится не в лучшую сторону: у клиента останется неприятный осадок, а итоговый материал будут воспринимать излишне критично. Лучше постараться уладить возникшую неприятность самостоятельно либо попросить ассистентов на съемочной площадке помочь устранить неполадки.

Пунктуальность и обязательность

И опытный мастер, и фотограф-любитель должны соблюдать договоренности с клиентом, организаторами съемок о времени и месте встречи. Крайне бестактно опаздывать либо вовсе забывать о назначенном событии. Одной подобной пропущенной встречи может быть достаточно для отказа клиента от дальнейшего сотрудничества. В случае проведения студийной съемки в арендованном помещении, опоздание фотографа будет осуществляться за его счет, ведь предоставляют студию на ограниченный промежуток времени.

А если это событие гораздо более серьезного уровня? Торжественная церемония регистрации в ЗАГС, которая точно не будет ждать непунктуального фотографа. О таком человеке сформируется негативное мнение, которое незамедлительно отразится на его репутации. А ведь стоило просто поставить себе напоминание в телефоне с точным указанием даты, времени, места съемки. Помните, что отрицательное впечатление может сформироваться гораздо быстрее, чем положительное, а потому досадных ошибок подобного рода на первоначальных этапах сотрудничества лучше избегать.

Кроме этого, не стоит давать невыполнимых обещаний, которые заведомо не будут реализованы. Например, обещать скинуть 50 отретушированных фотографий с идеальной цветокоррекцией, постобработкой спустя 3 дня после съемки. Возможно, вам удастся уложиться в такой срок и выполнить работу хорошо, но на практике большинству фотографов на это требуется больше времени. Лучше клиент подождет дополнительную неделю, но увидит контент ожидаемого качества.

Внешний вид фотографа

Во время съемок фотограф должен выглядеть опрятно, соответствовать уровню мероприятия, на котором он работает. Если это свадебное торжество, то появляться на празднике вряд ли будет уместным, надев рваные джинсы и толстовку. Конечно, приобретать дорогостоящий костюм для этого тоже излишне. Достаточно подобрать лаконичную рубашку, не сковывающую движения фотографа.

Для съемки детских утренников и иных детских мероприятий не стоит выбирать пёструю одежду, она может отвлекать малышей и не позволит фотографу сделать искренних кадров. Подходящий практически под все съемки стиль – это casual. Рубашка, брюки не ярких, приятных глазу оттенков. Удобная обувь, желательно топсайдеры, мокасины. Такой внешний вид подойдет и для повседневной работы, и для торжественных вечеров.

Руководствуйтесь правилом: уважайте своих клиентов, тогда они будут уважать вас.
Стоит заметить, что акцент этой статьи в основном смещен в сторону коммерческой фотосъемки. Поэтому если вы специализируетесь на одиночной съемке дикой природы, подолгу проводите в лесах или горах, то, конечно, для вас данное правило не обязательно. Речь идет о моментах взаимодействия фотографа с клиентом.

Отношение фотографа к съемке

Помимо платных коммерческих фотосессией, существует съемка под названием TFPили «time for prints», что в переводе с английского означает «время за фото». Подобного рода художественные фото-мероприятия проводятся на бесплатной основе, базируются на взаимовыгодном сотрудничестве фотографа и модели. Съёмочный процесс позволяет фотографу наработать персональное портфолио, протестировать конкретную обстановку, изучить свет, особенности и нюансы работы. Модель, в свою очередь, так же пополняет личную model book (книгу моделей), учится взаимодействовать с камерой, слушать указания фотографа.

Многие фотографы негативно относятся к TFP-съемкам, аргументируя это тем, что каждый труд должен быть оплачен. Однако такие сотрудничества позволяют получать выгоду всем сторонам в дальнейшем. Например, цветочный магазин организовал съемку TFP, пригласив начинающего фотографа. Он хорошо выполнил свою работу, магазин выложил сделанные фотографии, указал авторство. То же самое сделал фотограф. Итог: у обеих сторон появятся клиенты благодаря рекламе.

Фотограф и модель

Как уже было сказано ранее, фотограф во время съемки должен быть позитивным. К прямым обязанностям профессионала относится умение перевоплощаться, контролировать свои эмоции, вселять в окружающих уверенность в себе и своей уникальности. Особенно остро это необходимо при работе с детьми. Никто не оценит раздражительного, нервного или даже грубого фотографа, поэтому данному пункту следует уделить особое внимание.

Качество работы

Возвращаясь к вопросу о пунктуальности, фотограф должен передавать заказчикам готовый материал в установленный срок. Причем это уже отдельная тема для обсуждения. На просторах интернета люди часто пишут о том, что ждут свой материал по несколько месяцев. Если это не было оговорено изначально, то таких необоснованных затягиваний сроков быть не должно. Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, фотографу следует подписать с клиентом Договор на оказание услуг. В нем следует прописать все сроки, а также форс-мажорные обстоятельства, которые так или иначе могут увеличить время работы над фото.

Формат фотографий также должен быть оговорен заранее. Старайтесь все важные моменты фотосессии обсуждать перед съемкой. Если уже на этом этапе фотограф начнет вести себя странно или упираться, то можно смело искать замену. Количество фотографий тоже должно совпадать с заявленным. Если вы с клиентом договорились о передаче 20 портретных фото, то именно такое количество и должно быть передано. Причем выбирать их следует вместе с заказчиком, не отдавая клиенту 20 кадров, на которых закрыты глаза или отсутствует фокус. Вопрос о передаче остального массива материала остается на решении у фотографа.

Отдаваемый клиенту материал должен совпадать по качеству с заявленным в портфолио. Курсы фотографа позволят научиться делать хорошую цветокоррекцию, накладывать естественные тени. Сейчас многие фотошколы предлагают пройти различные экспресс-лекции, посвященные основам обработки снимков, работы с кадрами и прочему.

Правила публикации снимков

Фотограф не имеет право публиковать снимки, порочащие или оскорбляющие кого-либо. Для соблюдения этого правила предварительное подписание договора не обязательно. Это – аксиома, продиктованная законодательством практически любой страны.

В случае несоблюдения данного правила, нарушенные права могут быть защищены в судебном порядке. Без согласия клиента использовать коммерческие снимки нельзя в СМИ, глянцевых журналах, размещать на постерах и рекламных баннерах. В общем, любых ресурсах, целью которых является извлечение прибыли.

Кроме оскорбляющих снимков, фотограф не может публиковать исходники коммерческих кадров без получения согласия от клиента. Например, если происходит фотосессия средств очищения кожи, то потребитель не может видеть в интернете снимок без ретуши, с недостатками и несовершенствами. В серьезных проектах подобные нюансы включаются обязательным пунктом в Соглашение на оказание услуг.

При размещении фотографий в портфолио, необходимо указывать имя модели, визажиста и стилиста, которые работали во время съемочного процесса. Это добавляет уважения к их труду. Если публикуемый материал размещается на страницах социальных сетей, рекомендуется прикреплять к каждому имени ссылку на личный профиль.

Правила о запрете самодеятельности в плане публикации относятся и к съемкам в стиле папарацци, репортажным кадрам, неудачным свадебным фотографиям. Репортеры, выезжающие на место происшествий, не имеют права публиковать кадры людей после автокатастроф. Это правило закреплено не только в законодательстве, но и нормами морали. Несколько раз подумайте, прежде чем опубликовать крайне не удачное фото невесты или тяжелый кадр с места ДТП.

Фототехника и амортизация оборудования

Профессиональный фотограф должен постоянно следить за качеством своей техники, наблюдать за новинками, приобретать усовершенствованную аппаратуру. Новичкам на курсах фотографии рассказывают о базовом списке техники, который может потребоваться им для работы. Профессионалы же постоянно мониторят рынок, копят на новые объективы, приобретают свежие программы для обработки. Без этой составляющей любой фотограф останется на уровне любителя.

Кроме этого, к технике должно быть бережное отношение, нужно периодически делать калибровку мониторов, чистку объективов и сдавать камеры на проверку в сервис. Все эти вещи, безусловно, стоят не дешево, однако фотограф-профессионал должен зарабатывать на новые девайсы собственным трудом, накапливая позитивные отзывы клиентов.

Саморазвитие

Фотографу не стоит останавливаться на достигнутом, наоборот, только находясь в постоянном развитии, можно действительно стать профессионалом. Это касается как личных характеристик (терпение, умение взаимодействовать с разными людьми), так и творческих способностей (навыки работы с разной техникой, совершенствование качества фотографий и обработки). С этим помогут справиться различные мастер-классы, воркшопы, выставки и даже фильмы.
Во всех направлениях искусства фотограф может увидеть вдохновение и стимул узнавать новый материал.Фотограф-профессионал не станет копировать идею из интернета, а придумает собственную. В копипасте нет ничего плохого, однако только индивидуальный подход поможет достичь реальных высот в этой работе

Наши контакты

+375 (29) 124-55-24
divaphotoschool@gmail.com
г. Минск, Октябрьская 10Б
Made on
Tilda